Подготовлен ряд поправок к закону по «предпринимательским» статьям

В бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Краснодарского краевого отделения «ОПОРА РОССИИ» разработан ряд поправок к ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Автор проекта — Мурат Дударев, руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов ККО «ОПОРА РОССИИ», редакторы —  Даниэль Башмаков, Председатель ККО «ОПОРА РОССИИ» и  Николай Капора, председатель комитета по финансовому оздоровлению ККО «ОПОРА РОССИИ».

Суть поправок в том, что в рассмотрении дел подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по так называемым «предпринимательским» статьям  (ст. 159 — 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) имеет право принимать Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Поправка дает ему официальное право участвовать в рассмотрении, для чего суд обеспечивает возможность его заблаговременного ознакомления с ходатайством и материалами к нему.

По мнению авторов поправок к закону, они помогут повысить качество следственного и судебного процесса, кроме того, следствие и суды получат  в лице Уполномоченного квалифицированного эксперта, а обвиняемый (подозреваемый) предприниматель сможет донести до Уполномоченного сведения о неправовых методах получения показаний, которые нацелены на отъём бизнеса или получения взятки. На это обращал внимание и сам Президент РФ в Послании федеральному собранию РФ. Поправки обяжут следствие и суды принимать к учёту при рассмотрении постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по так называемым «предпринимательским статьям» письменное заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации.

Текст поправок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Статья 1
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001г. (Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921) следующие изменения:
Дополнить часть 4 статьи 108 УПК РФ следующими словами: «Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации рассматривается с учётом письменного заключения Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации, который вправе участвовать в рассмотрении, для чего суд обеспечивает возможность его заблаговременного ознакомления с ходатайством и материалами к нему.»

 

Статья 2

Часть 1 статьи 10 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» № 78-ФЗ от 07.05.2013г. (Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2305) после слов «субъектов предпринимательской деятельности» дополнить словами: «, а также даёт письменное заключение при рассмотрении судами постановлений о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и вправе участвовать в рассмотрении.»

 

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                                                           В.В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В Российской Федерации существует распространённое мнение о том, что в случае наличия между субъектами предпринимательства хозяйственных споров, одни из них для разрешения конфликтов, могут вступив в коррумпированные связи с сотрудниками правоохранительных органов, инициировать в отношении своих оппонентов возбуждение уголовных дел и применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Также есть мнение о том, что эти инструменты могут использоваться для отъёма бизнеса. В целом такие случаи в России имели место быть, что ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на существование части 1.1 ст. 108 УПК РФ, защищающей предпринимателей, случаи заключения их под стражу продолжаются.

Для улучшения бизнес климата в стране необходимо ликвидировать стереотип о репрессивном уголовном судопроизводстве в отношении предпринимателей и ликвидировать возможность использования правоохранительных органов, суда и мер пресечения в виде заключения под стражу в качестве решения хозяйственных вопросов между предпринимателями.

Проектом федерального закона предлагается ввести в часть 4 ст. 108 УПК РФ норму права, обязывающую суд принимать к учёту при рассмотрении постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по так называемым «предпринимательским статьям» письменное заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации, а также дающую ему официальное право участвовать в рассмотрении, для чего суд обеспечивает возможность его заблаговременного ознакомления с ходатайством и материалами к нему.

Такая норма права предоставляет дополнительные полномочия Уполномоченному по защите прав предпринимателей субъекта Российской Федерации в рамках уголовного процесса. Не оказывая влияния на суд в принятии им решения, Уполномоченный, тем не менее, выражает своё мнение о наличии оснований для применения меры пресечения. Также он может донести до суда материалы, характеризующие подозреваемого или обвиняемого, сообщить об известной ему деловой репутации в предпринимательском сообществе и об иных обстоятельствах, которые будут иметь значение при формировании внутреннего убеждения судьи, принимающего решение, в том числе судей апелляционной и кассационной инстанций.

Предлагаемая конструкция правовой нормы исходит из учёта реального количества штатных работников в аппаратах Уполномоченных, удалённости районов от центров субъектов Российской Федерации, в которых располагаются Уполномоченные, предполагаемого количества дел об избрании меры пресечения. Поэтому предлагается в качестве обязательного только наличие в материалах письменного заключения, которое может быть передано по почтовой, факсимильной, электронной связи (таким же образом могут быть предоставлены судом для ознакомления Уполномоченному соответствующие материалы). Участие в рассмотрении ходатайства является правом, а не обязанностью Уполномоченного, что обеспечит отсутствие его постоянной занятости в командировках и участие только в наиболее значимых по его мнению ситуациях.

В федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» № 78-ФЗ также предполагается техническая поправка в целях соответствия полномочий, предоставляемых УПК, полномочиям, определённым с специализированном законодательстве, определяющим статус и полномочия Уполномоченного в субъекте Российской Федерации.

В настоящее время отдельными представителями предпринимательской среды и в общественных структур ставится под сомнение эффективность института омбудсмена в сфере защиты прав предпринимателей, но введение предлагаемой правовой нормы в уголовно-процессуальное законодательство дополнительно обеспечит реальную и видимую их пользу для общества.

Эффектом от регулирующего воздействия правовой нормы будет обеспечение наиболее внимательного и более беспристрастного судебного рассмотрения, исчезновение принципов «конвеера» при избрании меры пресечения в соответствии с которыми суд без должной оценки соглашается с доводами следствия о необходимости содержания обвиняемого или подозреваемого под стражей, повышение уровня защиты прав предпринимателей и улучшение бизнес климата в стране.

 

 

Скачать текст проекта ФЗ

Скачать текст пояснительной записки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*